продолжение статьи

выбрать статью

на главную

"Играть красивых не буду никогда!" (Film.ru 2000г.)

Ирина Апексимова – одна из самых эффектных актрис. В "Маленьких трагедиях" она нежная и свободная Лаура. В "Дяде Ване" – Елена Андреевна, застывшая, усталая. В театре она такая разная. А в кино... Да, стильная Апексимова играла в голливудском фильме "Святой" Филипа Нойса, прочувствовала "их" кухню. Она работала с Годаром в ленте "Эти смешные русские". Правда, мало кто смог посмотреть этот фильм, она и сама его не видела. Но в любом случае это Годар! В нашем кино ее снимали Трегубович, Евстигнеев, Грымов. Недавно Ирина снялась в новом сериале Анатолия Матешко "День рождения Буржуя". В общем, побед много. А образ Ирины один: стальная женщина со сжатыми кулаками, про которую знаешь, что, как бы ей ни было трудно, она все равно перемелет любые обстоятельства и добьется своего...


– У меня такое несовпадение моего ощущения себя с моим внешним обликом! Чувствую – одно. А в зеркале или когда смотрю на себя в кино – вижу совсем другое существо: достаточно острое, холодное нервное. Но я с этим свыклась. Фактуру-то никуда не денешь. Мне кажется, что мое внутреннее "я" просто знает, что нужно делать с оболочкой. Раньше у меня не было желания что-то менять. Как не было в свое время ощущения, что именно я создаю свой образ. Слепили понемногу все вокруг, в первую очередь братья по цеху – те, кто предлагал однотипные роли. И эта маска, которую я приняла, меня вполне устраивала. А сейчас уже и не получается отделаться от нее, ведь я вовсе не экранный монстр, Апексимова, которая во всех ролях пробивает стенку лбом. И я попыталась продемонстрировать, что я другая – теплая, нежная. Друзья-то знают меня именно такой.

– Предлагаешь у своих друзей спросить, какая ты?

(И тут театрально, но очень вовремя появляется Друг.)

Марина, театральный продюсер:

– У Иры западная внешняя строгость, подтянутость. И при нашей русской расхлябанности это воспринимается как холодность. Ира же безумно ранимый, трогательный и добродушный человек. Мы дружим десять лет. Ира – преданнейший человек, который не предаст никогда и ни при каких обстоятельствах. Это точно. И трудоголик, безумно работоспособная.

– Ирина, так что же ты предпринимала, чтобы привычную маску снять?

– Раньше даже в одежде что-то меняла, из своего же гардероба выбирала более "мягкие" вещи, без жестких линий. Реагировали же все примерно так: "Стиль у нее больно неопределенный появился. Непонятно, и во что она сейчас играет?" Доходило до смешного. Я могла выпить с монтировщиками театра, пошутить, поиграть с ними в карты. Так очень многие меня наставляли: "Ира, ты не имеешь права так себя вести. Ты же Апексимова! Ты должна проходить мимо всех с поднятой головой!" А главное – это говорили те, кому я доверяю. В общем, с этим экспериментом я закончила, будем жить, как раньше.

– Одна из последних твоих киноработ в кино была у Грымова в "Му-Му". В клипах, рекламе он профессионал. А в кино...

– Грымов – боец. Многие канючат: "Нет денег, нет кино..." Он постоянно в работе, делает что-то новое. Он пробует себя! И неважно, как именно у него это получается. Мне он безумно нравится и как человек, который талантливо себя сделал. Он сильный, умный. В принципе можно по-разному относиться к фильму "Му-Му", но это серьезная победа Юры над самим собой.

– Роль в этом фильме у тебя маленькая, критики вообще считают, что она просто даже нелепая, неуместная.

– Я Грымову доверяю. Он сказал: "Есть роль для тебя". Хорошо! Действительно она и писалась под меня.

– А по собственному ощущению это твоя роль?

– Мои ощущения никого не волнуют. Это моя работа. Может сложиться незабываемая, очень творческая атмосфера в группе в процессе съемок. А финал всегда зависит от того, как режиссер все смонтирует, "нарежет ножницами". Поэтому говорить о моей работе в "Му-Му" все равно что теоретизировать по поводу глубокой философской ценности трактовки артистом своей роли в рекламе.

– Но есть же режиссеры, у которых ты мечтала бы сняться?

– Я с Михалковым, Соловьевым хотела бы поработать. О том, как работает Михалков, ходят легенды. В него все влюбляются. Его работы очень профессиональны. Когда я собралась посмотреть "Сибирского цирюльника", с какими только предубеждениями против него не столкнулась. Но каждый раз, когда видела эту картину, а было это дважды, я плакала. Делал интересный проект Леонид Филатов. Вот там у меня была нестандартная роль – террористки. Но Филатов заболел, да и денег не было. Может быть, единственная роль, когда я почувствовала, что все, что я сделаю, зависит только от меня, – в фильме "Ширли-мырли" Меньшова. Где мы с Валерой (актер Валерий Николаев, муж Ирины. – Ред.) отбивали степ. И то, эта роль возникла только потому, что в свое время мы подрабатывали танцами.

– ???

– Не раз возникали моменты в жизни, когда мы были, что называется, на дне. Чтобы как-то существовать, степовали. Вот тогда уже засело: ничего, мы-вам-всем-еще-покажем! Были левые концерты. Но в основном выступали в ночных клубах.

– Многие артисты, прошедшие через подобный опыт, в первую очередь вспоминают ощущение унижения...

– Ерунда! Мы деньги зарабатывали! Я бываю в клубе "Кино", там часто выступают музыкальные группы. А потом выходят и плачутся: "Это ужасно, отвратительно! Все едят, а мы поем..." Да ладно! Почему-то же, когда выступают хорошие музыканты и отлично работают, все перестают есть, пить и очень внимательно слушают. Все это нормально. На Западе звезды выступают в "Лидо", работают официантами в перерыве между съемками. В этом смысле я свободна от многих установок "совка". Спеси нет!

– Именно это помогло согласиться на участие в проекте Анастасии Соловьевой на ТВ-6 "Снято" и сняться голой?

– Авантюристка я. Мне сказали, что все будет очень достойно сделано. А почему бы и нет? Причем я пошла на это одной из первых. Уж кто потом только не раздевался.

– А в кино сейчас предлагают авантюрные роли?

– Да не складывается ничего у меня с кино. То, что предлагают, – все из одной серии: могу играть я, но может и другая артистка. В кино по большому счету мне так ни разу и не удалось просто напрячься. Хотя бы подумать: а как же это сыграть? Режиссер говорит: "Здесь хочу слезы, а там, чтобы было трогательно". Я делаю это с полпинка. Не потому, что я такая талантливая. Просто я владею хорошей школой. И все тут же говорят: "0й, как гениально!" Но у меня-то ощущение, что не может ничего получиться, Если нет энергетической, физической затраты. Сейчас я знаю четко: больше в кино красивых женщин играть не буду ни-ког-да! Хоть застрелите меня! В сериале "День рождения Буржуя" Анатолия Матешко я играю "новую русскую", богатую, крутую. Как всегда. Посмотрела рабочий материал и сама себе надоела. Ну исчерпала я уже этот образ! Страшно, когда в пятьдесят лет говорят: "Да, она была хороша в молодости". Я понимаю, что для поворота в карьере мне даже не обязательно менять свой стиль. Хотя волосы, точно, буду отращивать. Надо плавно переходить на характерные роли. У меня это теперь идея фикс. Но, к сожалению, тот материал в кино, который мне сейчас предлагают, безумно примитивен.

– А не уйти ли на какое-то время в подполье?

– Недавно разговаривала об этом со своим однокурсником Евгением Мироновым. Он поучал: "Как ты можешь разменивать себя, играя в сериалах? Себя надо ценить. Вот Олег Меньшиков. Не было его ролей, и он затаился. И дождался же своего, своей славы!" Но Меньшиков работал в Лондоне, сыграл роль Нижинского в постановке с Ванессой Редгрейв. Он обеспечил себя на какое-то будущее. А мне нужно зарабатывать – у меня ребенок, мама.

смотрите продолжение.......

Хостинг от uCoz