продолжение статьи
выбрать статью
на главную
|
"Я до сих пор не знаю, от чего зависит успех в актерской професcии" ("Театральная афиша", 02.09.2003г.)
Ирина Апексимова - одна из самых ярких, экстравагантных и смелых актрис современного театра и кино. Бывшая воспитанница Школы-студии МХАТ, Апексимова легко принимает самые неожиданные решения, рассчитывая исключительно на собственные силы. Наверное, поэтому она интересна, прежде всего, тем режиссерам, которые сами не вписываются в привычные рамки художественных приличий: Юрий Грымов снял ее в своих эпатажных картинах "Мужские откровения" и "Муму", Денис Евстигнеев пригласил ее в "Лимиту", а Владимир Басов в знаменитый фильм "Бездна". Сегодня творческий альянс Ирины Апексимовой с возмутителем театрального спокойствия Романом Виктюком вызывает такой же неподдельный интерес, как и ее, некогда громкий, разрыв с Художественным театром. А еще умная, решительная и внутренне свободная от всевозможных комплексов актриса Ирина Апексимова умеет пользоваться стремительными переменами в своей жизни и извлекать из них пользу не только для себя, но и для других…
- Ирина, вы играете в театре, снимаетесь в кино, работаете на телевидении - вы ведущая шоуигры "Искушение". А еще вы руководите театральным агентством. Скажите, как возникла идея открыть свое дело?
- Это не было, знаете, такой вымученной идеей, как бы так организовать свое дело. Я совсем не думала об этом. Будучи свободной, я хотела играть, играть совершенно официально, спектакль "Наш Декамерон ХХI" в постановке Романа Виктюка. И поскольку ситуация была такова, что идти в театр Виктюка я не могла по той простой причине, что меня туда никто не звал, я проявила инициативу. Деньги на спектакль нашла довольно быстро и просто и предложила Роману Григорьевичу взяться за постановку. Спектакль получился, идет до сих пор, и все сложилось для всех нас удачно. Сначала поговорила с Виктюком, потом была создана юридическая структура, и все закрутилось.
- Ваша "Кармен" наделала в Москве много шума. Мысль подарить столице этот спектакль принадлежит вам?
- Нет, Роману Григорьевичу. Дело в том, что когда мы выпустили "Наш Декамерон", у нас был невероятный экстаз друг от друга! Мы ходили по разным радио и телевизионным эфирам, говорили, какие мы оба гениальные, и я его уже тогда стала мучить, чтобы продолжить наш альянс. Работать с кемто после Романа Григорьевича очень трудно. Это правда, потому что я считаю его великим человеком. Так вот, я уже тогда все канючила: "Ну давайте дальше, давайте чтонибудь придумаем!" Предложений у меня было много, но Виктюк на них както не отвечал. И вот однажды, в Останкино, на записи какойто передачи, видимо, чтобы я от него отстала, он вдруг сказал: "Кармен" надо делать!" Он это так легко бросил, может быть даже не совсем серьезно, но мне эта идея очень понравилась. Я за нее зацепилась. Я ровно год за ним ходила с одним и тем же вопросом: будем мы делать "Кармен" или не будем? "Наш Декамерон" уже был, очень хотелось двигаться дальше, и я решилась на крайние меры. Я пришла к Роману Григорьевичу и сказала: "Или мы делаем "Кармен", или я, извините, украду у вас вашу идею и приглашу для постановки другого режиссера". Виктюк подумал и согласился.
- Были ли у вас сложности в работе над ролью Кармен?
- Скажу честно, я никогда в жизни не работала над ролью. Я не умею работать над ролью, я ее просто делаю. И я не очень понимаю, что значит "работать" над ролью. Безусловно, можно цитировать книгу Станиславского, что многие актеры и делают, но я к их числу не принадлежу. Для меня что роль Кармен, что роль табуретки одинаково значимы. Это однозначно. Я делаю их так, как я это понимаю, как я это могу. Поэтому с Кармен были те же сложности, какие бывают у меня с любой новой ролью, с любым новым спектаклем.
- Как вы считаете, между вами и вашей героиней есть нечто общее?
- Поскольку я ее играю, то, конечно, она похожа на меня, а я на нее. Я ведь для Кармен вытаскиваю из себя какието свои внутренние резервы. А так, для всех и для меня, Кармен это некое призрачное название произведения Мериме, некий манкий женский образ, созданный писателем, который с течением времени превратился в некий миф о безумной страсти и неземной красоте. Хотя Кармен не была красавицей, да и особые страсти в ней не бушевали.
- Ирина, теперь после спектаклей "Наш Декамерон" и "Кармен" вас стали называть примой театра Виктюка. Если это действительно так, то в процессе работы вы с Виктюком должны очень хорошо понимать друг друга. Как быстро вам удалось договориться с Романом Григорьевичем?
- Я легко нашла с Виктюком общий язык. Просто так получилось, никаких проблем не было. У меня есть опыт, я работала со многими театральными режиссерами и могу сказать, что с некоторыми действительно было очень тяжело. А у Виктюка, с одной стороны, вроде бы и нет никакой особой системы работы с актерами. Вроде бы ты делаешь что хочешь, но он вытаскивает из тебя именно то, что нужно ему. Тебя не заковывают, несмотря на то что Виктюк отличается, если можно так выразиться, "микронной" режиссурой, то есть ему в определенные моменты действия нужно, например, чтобы голова была повернута именно так, и ни на миллиметр иначе ни вправо ни влево. Так что я чувствовала себя гораздо более свободной, чем в режиссуре, которая позволяет делать все что хочешь.
- Виктюк много работает и обладает одной удивительной способностью: он не боится экспериментировать. У него бывают и очевидные неудачи, и безусловные победы. И то и другое он не скрывает. Скажите, вы не боялись провала?
- Никто не застрахован он неудач. Я вообще не знаю застрахованных режиссеров, кроме тех, кто постоянно делает нечто среднее, серое, никакое. Виктюк действительно не из их числа. Поэтому боязни не было. Конечно, если бы "Кармен" не получилась, то было бы обидно… Но боязни нет, не было. Всетаки Виктюк есть Виктюк. Я себя чувствовала совершенно спокойно!
- Иногда актер и режиссер устают друг от друга. Вы хотели бы продолжить сотрудничество с Романом Григорьевичем?
- Да, конечно. Но не сейчас. Дело не в усталости. Необходимо набраться сил и придумать нечто новое.
- Ирина, вы приехали в Москву из Волгограда. Скажите, когда вы еще только собирались поступать в театральный институт, перед вами не стояла проблема, куда ехать в Москву или в Петербург?
- Нет, никогда. Никакой проблемы выбора у меня не было. Я изначально хотела учиться в Москве. Но когда я не поступила в столичный ВУЗ, то отправилась в Питер. Курс тогда набирал замечательный педагог Иосиф Кацман. Он меня слушал еще в Одессе (я и там успела поработать) и сказал, чтобы я приезжала. Но в Питере учиться мне было, видимо, не суждено. Дело еще и в том, что сам проезд Художественного театра, здание театра, мимо которого я проходила, когда была в Москве, обладали для меня страшной притягательностью. Сердце билось, и внутри все замирало. Я не могла спокойно проходить мимо. Поэтому мне всегда хотелось в Москву, и только в Москву. Само сочетание букв МХАТ было для меня особенным.
- Но вначале вы поступали на эстрадный факультет, а не на драматический. Почему?......
ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ...
см. ссылку в начале страницы
|