выбрать статью

на главную

" Я до сих пор не знаю, от чего зависит успех в актерской професcии" ("Театральная афиша" 02.09.2003г.) продолжение

- Но вначале вы поступали на эстрадный факультет, а не на драматический. Почему?

- Это случайность. Просто когда я приехала поступать, то опоздала. Все туры уже прошли. Оставалось только эстрадное отделение ГИТИСа, где еще шли прослушивания. Туда я и отправилась. Ну, эстрадный так эстрадный. Кстати, если бы я тогда поступила, то закончила бы эстрадное отделение. А поскольку на эстрадный не взяли, то пришлось поступать дальше.

- В памяти остался первый провал?

- Да. Завалилась на собеседовании у Иоакима Шароева, который тогда был деканом эстрадного факультета. В финале нашего с ним общения он спросил меня, читала ли я книгу Шароева, а я ответила: "А кто это такой?"

- Когда вас приняли в очень престижный ВУЗ Школустудию МХАТ, когда вы стали учиться и жить в Москве, когда оказались одна в огромном городе, то не чувствовали ли вы себя провинциалкой?

- Нет, абсолютно. Может быть потому, что весь наш курс был приезжий. Только двое или трое москвичей, остальные из самых разных мест. Потом у нас была такая роскошная, веселая и интересная жизнь в общаге, что не мы ходили в гости в московские квартиры, а москвичи приходили к нам. Собирались, конечно, в общаге, где всем хватало места, где все были совершенно свободны. Нам завидовали… В студенческой жизни был особый кайф. Сейчас уже трудно определить, какой, но точно знаю, что я себя одинокой и чужой в Москве не чувствовала. А потом меня сразу взяли в Московский Художественный театр. Так что скитаться мне не пришлось.

- Не испытываете ностальгии по местам, где прошло детство?

- Когда бываю на гастролях в Волгограде, хочу и одновременно боюсь зайти в Театр музыкальной комедии и подойти к той трубе, у которой простояла все детство. Это такая огромная железная труба, к которой крепятся всевозможные электроосветительные приборы… Иногда я выглядывала изза кулис в зал, но я была воспитанным театральным ребенком и твердо знала, что можно, а что нельзя.

- Разрыв с Художественным театром, который вы боготворили, где вы проработали двенадцать лет, где сыграли Елену Андреевну в "Дяде Ване", Юлию в "Гофмане", Лауру в "Маленьких трагедиях", Титанию в "Сне в летнюю ночь", Марину Мнишек в "Борисе Годунове, Софью в "Горе от ума" и многие другие роли, это спонтанная реакция на конфликтную ситуацию или все же решение зрело?

- Нет, я никогда не думала, что надо начинать самостоятельную жизнь. У меня даже такого в мыслях не было. Хотя… Был момент, незадолго до всей этой скандальной истории. Думала, может, стоит пойти в другой театр поработать. В нашем была какаято вялотекущая жизнь. И тогда у меня мелькнула мысль, что, может быть, стоит взять и уйти, начать с начала? Я даже дошла до репертуарной конторы, взяла бумагу и ручку, чтобы написать заявление об уходе. А там сказали, что я сошла с ума, что я настоящая дура и вообще из МХАТа сами не уходят. Ну и дождалась, пока меня выгнали.

- Сейчас, когда уже все давно улажено, не хотели бы вернуться в Художественный театр?

- В этой ситуации есть свои нюансы: как только я вхожу обратно в труппу, я обязана подчиняться законам театрального общества. К тому же невозможно быть независимой от личности Олега Павловича Табакова. Это человек очень непростой и очень жесткий. И подписав с ним контракт, я попадаю в полную зависимость. Я уже знаю, что это такое. И я уже знаю, что такое быть независимой. Так что здесь все непросто.

- У вас большой опыт работы во МХАТе и за его пределами. Каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки репертуарного театра?

- Я опять же могу сравнивать с позиции сегодняшнего дня. Достоинства репертуарного театра это, естественно, неограниченные возможности в смысле площадки, неограниченные возможности в смысле труппы, практически неограниченные материальные возможности для выпуска спектаклей. Любой репертуарный театр может себе позволить поставить практически любую пьесу, абсолютно не думая в принципе, пойдут на нее зрители или нет (последнее чаще всего и происходит). Ведь в Москве восемьдесят театров! Из них ходят, если быть честными, во МХАТ, благодаря энергии Олега Павловича Табакова, в Ленком к Захарову, да, пожалуй, в Вахтанговский и Моссовета, потому как там ставят разные режиссеры. Все же остальные… В них сидят монстры, никого к себе не пускают, сами чтото ставят непонятное, зрители туда не ходят. Там пусто абсолютно! Это чудовищная ситуация. И в то же время все остальные, я говорю об антрепризах, которых уже не меньше, загибаются в поисках денег, чтобы арендовать помещения, чтобы какимто образом выбирать репертуар, на который бы ходили зрители, пытаются соединить и собрать хороших артистов. Они из кожи вон лезут, из последних сил выбиваются. Ну, что же это? Полный ведь бред!

- Скажите, у вас не возникало желания поработать заграницей?

- В кино хотела бы, в театре нет.

- Почему?

- Мне не нравится западный театр, он мне не интересен. Не могу сказать, что я много видела, только то, что показывают на фестивалях, но такой театр меня не привлекает.

- Ирина, вы снялись в нескольких телевизионных сериалах "Мелочи жизни", "День рождения Буржуя", "Клетка", "Самозванцы". Есть ли среди них роль, которую вы для себя выделяете особо?

- Да. С фильма "Клетка", сделанного для RENТV, наконецто изменилось мое амплуа. Там было что сыграть, по крайней мере я старалась. Мне и самой тогда уже надоело выступать в одной и той же роли, я знаю, что могу быть разной.

- Вы пользуетесь постоянным вниманием прессы, которая интересуется не только вашей профессиональной деятельностью, но и личной жизнью. Вас это не задевает?

- Одно время очень много писали обо мне, о разрыве с Валерием Николаевым, постоянно комментировали сериал "День рождения Буржуя", где мы вместе играли. Обсуждали и как мы встретились, и как поженились, и как расстались, какая у нас была семья и так далее и тому подобное. От всего этого я чувствовала себя абсолютно опустошенной. Хотя понимаю, что зрителям, наверное, интересно знать о частной жизни тех, кого видят на экране.

- У вас растет дочь. Вы хотели бы, чтобы она стала актрисой?

- Знаете, я не хочу быть ханжой в этом вопросе. Я бы ей желала судьбы счастливого человека. Потому что, как показывает опыт, актерская профессия чудовищная штука. Она совершенно непредсказуема и зависима неизвестно от чего. Я до сих пор не знаю, от чего зависит успех в актерской профессии. Потому что знаю: множество талантливейших, красивейших, умнейших актеров прозябают неизвестно где, и никто о них ничего не знает. А ктото вдруг вылезает, пробивается, становится популярным. Так было и со мной. Никакими такими особыми данными я не обладала, вроде была как все. И в сериале "Мелочи жизни" я была одна из многих. А потом чтото стало происходить, меняться, сдвинулось с мертвой точки. К сожалению, я знаю, что такое сломанная актерская судьба. Я вижу своих однокурсниц, замечательных актрис: сейчас одна продает книги, другая пытается заниматься обменом квартир и так далее. Это ужасно. И это невозможно понять. Я бы, наверное, хотела, чтобы моя дочь стала актрисой, и только потому, что я люблю эту профессию, я ее знаю, но я буду страшно бояться за нее, если она захочет пойти по этому пути.

- Она бывает на спектаклях с вашим участием?

- Да. Она, так же как и я, закулисный ребенок. Она бывает на спектаклях, много смотрит.

- Вы строгая мама?

- Быть с ребенком строгой и абсолютно выдержанной для меня задача невыполнимая. Конечно, я покрикиваю, порыкиваю, но редко и нерегулярно.

- Ирина, вы работаете много и разнообразно: и актриса, и ведущая телешоу, и бизнеследи. В одном из модных журналов есть несколько страниц, где вы выступаете как фотомодель на вас роскошные шубы. Вам интересна и эта сфера деятельности?

- Дело в том, что это произошло случайно. Мы просто делали съемку для рекламной компании фильма. Хотя я с удовольствием выступила бы в качестве фотомодели и представляла бы дорогие меха, драгоценности, часы или хорошую косметику. И, конечно же, не отказалась бы стать "лицом фирмы", потому что это очень хорошие деньги и это достаточно престижное занятие. На западе это фактически неотъемлемая часть жизни "звезд". Но мне пока не предлагали.

- Вас называют одной из самых стильных актрис. Скажите, одеваться стильно это ваша внутренняя потребность или же вы считаете, что актерская профессия к этому обязывает?

- Для съемок на телевидении, для интервью я никогда не надеваю платья, которые мне приносят из дорогих магазинов. Всегда работаю в своем. Нет, я не делаю это сознательно. Просто люблю красивые вещи и всегда покупаю то, что кажется красивым и интересным лично мне. Я люблю те вещи, которые нормальные женщины, может быть, и не оденут. Раньше мне нравилось, что у меня много разных оригинальных и дорогих вещей, я любила долго выбирать, копаться в нарядах, размышляя, что надеть. Теперь у меня новая страсть: я люблю покупать, носить, а потом выбрасывать. Ничего не храню.

- У вас очень напряженный ритм жизни. Как вы отдыхаете?

- Люблю выпить, покурить, люблю хорошую компанию. В общем я разрешаю себе все. Но не разрешаю быть непунктуальной, необязательной, потому что ценю свое и чужое время. Думаю, это правильно.

Беседу вела Жанна Филатова

Хостинг от uCoz