продолжение статьи
выбрать статью
на главную
|
"Герой её романа" ("Атмосфера" 03.2005г.)
В конце прошлого века великий режиссер Жан-Люк Годар задумал необычный фильм – в одной картине у него встречались и чеховские три сестры, и толстовская Анна Каренина. Актрису на роль Анны искали очень долго. Самые известные гранд-дамы стояли в очередь к мэтру в надежде быть избранными. Годар оказался верен себе: он выбрал никому не известную молодую российскую актрису Ирину Апексимову. Видимо, угадал, что в жизни и в душе этой женщины тоже кипят нешуточные страсти. Сегодня, годы спустя, она решилась рассказать об этом...
Тот фильм, увы, на экранах так и не появился. Но Ирина до сих пор бредит ролью Анны. «Атмосфера» предложила актрисе исполнить ее мечту. На наш взгляд, в образе толстовской героини Ира Апексимова получилась очень убедительна.
Ира Апексимова родилась и выросла по московским меркам в провинции. В городе Волгограде, плоском и длинном, как тело ящерицы. Он начинается из жаркой степи и уходит в нее.
Ира родилась в портовом городе. А жизнь портового города всегда немного праздник. От навигации до навигации жизнь чуть затихает, но потом – опять берет свое. Красивая набережная, белоснежные лайнеры, огни реки, душные ночи, роскошные южные базары, толпы отдыхающих, цыганские таборы, бредущие в неизвестном направлении, – бесконечный калейдоскоп лиц и красок.
Ира была «центровая» девочка. Семья жила в самом центре, рядом с обкомом КПСС и памятником Ленину, но и драматический театр по соседству прекрасно вписался в городской ансамбль. А совсем недалеко, десять минут пешком, находился Театр музыкальной комедии, где работали ее родители. И школа Иры была здесь же, под боком.
– Вы помните Волгоград?
Ирина: «Да, я его очень хорошо помню. Совсем недавно ездила туда на гастроли, ходила по «памятным» местам, благо их не так много. Там все рядом. С этим городом связано мое детство – замечательное, чудное, потрясающее. В детстве все было хорошо. И школу я обожала, несмотря на то, что плохо училась. Родители развелись, когда мне исполнилось семь лет. Но даже это не испортило мою жизнь. У меня замечательные папа и старший брат. Я – дитя любви, понимаете, тем более позднее дитя. Мама, конечно, из кожи вон лезла, шила, вязала, чтобы девочка была одета лучше всех».
– А вы любите путешествовать?
Ирина: «У меня все путешествия связаны с гастролями. Просто так ездить – время терять. Но есть красивые города, к которым периодически тянется душа, как к любому произведению искусства. Я обожаю Лондон, например, Венецию и Рим. Это три моих любимых города».
– Вы там что-то смотрите, ходите в музеи или достаточно просыпаться в Риме и получать от этого удовольствие?
Ирина: «Я все и везде уже посмотрела, и мне достаточно просто гулять по улицам. И каждый раз я испытываю какое-то магическое ощущение, я очень легко и быстро восстанавливаюсь там физически».
Стенка на стенку
Сейчас Рим, Венеция, Лондон – а тогда магической силой обладала Мос-ква, как для тысяч и тысяч девушек, чувствующих в себе задатки Анны Маньяни или Джульетты Мазины.
Ирина росла абсолютно театральным ребенком, ее с детства окружали талантливые люди – друзья родителей. Свободное время ей часто приходилось проводить за кулисами, пока родители были заняты на спектаклях или репетициях. И ее это совершенно не тяготило. Ирина сама училась в музыкальной школе, играла на пианино, любила танцевать. А тут еще старший брат организовал первый в городе ВИА.
Когда Ирина училась в 8-м классе, ее мама, Светлана Яковлевна, решила переехать вместе с дочкой в Одессу, где жили родственники. Там она отдала Ирину в специализированный театральный класс. И скоро наступило время ехать в Москву. Красивая, черненькая, с огромными глазами тоненькая девушка, за которой ухаживал десяток поклонников, и не думала-не гадала, что ее не примут в Школу-студию МХАТ.
Однако ее постигла неудача: ее не приняли из-за одесского говора, который успел «прицепиться» за два года. Ирина вернулась в Одессу и поступила в местный Театр оперетты, где стала танцевать в кордебалете. Через год Ира Апексимова снова попробовала взять штурмом Москву, и опять – провал по той же причине. Нет бы послать все куда подальше и заняться личной жизнью. Но такой вариант ни Иру, ни ее маму совершенно не устраивал. Светлана Яковлевна отправила дочь в Волгоград, к друзьям, которые помогли Ире устроиться опять же в кордебалет. Задача была поставлена правильная: прожив год в центральной полосе, Ира имела все шансы избавиться от акцента.
Ирина: «Мама с первой секунды моей жизни была мне самым близким другом. Рядом с ней мне не приходилось притворяться, что-то скрывать, воровать. Я имею в виду не деньги, понимаете? Сколько себя помню, я жила и живу открыто».
– С собственной дочерью вы общаетесь так же?
Ирина: «Нам труднее это реализовать, потому что Даша много времени проводит не со мной. Но я стараюсь, чтобы у нас были такие же отношения. И мне кажется, что мы с ней друзья…»
Прошел еще год, и Апексимова в третий раз поехала в столицу. В 1989 году она, наконец, поступила в Школу-студию МХАТ, в мастерскую Олега Павловича Табакова. В одной группе с Ириной учился Валерий Николаев, который впоследствии стал ее мужем. Там же она познакомилась с Владимиром Машковым и Евгением Мироновым. Позже они втроем снялись в фильме Дениса Евстигнеева «Лимита». Кстати, все трое не были москвичами, и название фильма, конечно, касалось их тоже.
Лучший курс Олега Павловича Табакова подавал большие надежды. Все работали за себя и «за того парня», все знали, что «Москва слезам не верит» и покорить столицу можно только чем-то очень мощным. Черненькая девушка из Волгограда не была «центром вселенной», она держалась несколько обособленно, защищая себя и свое достоинство от неумелых посягательств студентов абсолютно всех курсов. Она ведь тоже приехала учиться. Действительно учиться, грызть «гранит актерской науки». Она доработалась до того, что однокашники стали просто ее бояться.
– Вас правда боялись еще в Школе-студии или это легенда?
читайте продолжение....
см.ссылку
|