выбрать статью
на главную
|
Стенограмма программы "Ночной полёт" (АТV, 2002г.)
А. МАКСИМОВ: Сейчас Вы сделали спектакль "Кармен". Расскажите об этом спектакле.
И. АПЕКСИМОВА: Спектакль сделан режиссером Романом Виктюком по пьесе Людмилы Улицкой, с той же историей, которая есть у Проспера Мериме, пьеса написана 16 лет назад для кукольного театра.
А. МАКСИМОВ: это надо все осмыслить. Улицкая - замечательный наш прозаик написала пьесу в стихах для кукольного театра. А Виктюк это поставил с Вами в главной роли?
И. АПЕКСИМОВА: Да. Как говорит Виктюк, он мечтал поставить эту пьесу много-много лет. И сейчас этот момент наста. Я очень рада, потому что у меня было точно такое же желание, мы совпали в творческом экстазе. Спектакль не классический, спектакль очень не простой, экстравагантный. Во-первых, насколько я знаю, никогда на драматической сцене не ставилась "Кармен". Всегда это была или опера, или балет. То есть такая проба сделать на сцене с драматическими артистами. Но дело в том, что там еще очень много пластики, где кроме поэтического текста, игры актеров, эти же актеры достаточно лихо танцуют.
А. МАКСИМОВ: Насколько я знаю глубины характеров, психологизма в кукольном театре нет, и, наверное, в пьесе нет. Это так?
И. АПЕКСИМОВА: Нет, это абсолютно не так. Все-таки Людмила Улицкая действительно замечательный прозаик. И несмотря на то, что этот текст поэтический, там достаточно много и глубины, и планов. И сама история Кармен уже сама как многослойный пирог, что этого достаточно. Плюс музыка Бизе потрясающая, плюс движения. Музыка Бизе и еще очень много испанской музыки.
Звонок: Вы в фильмах играете очень таких нервных, экспрессивных людей. А какая Вы сама в жизни?
И. АПЕКСИМОВА: Я в жизни как нормальный человек. Все люди нервничают в жизни, бывают спокойными и так далее.
А. МАКСИМОВ: Человек, который может организовать спектакль, должен быть очень сильным человеком. Сейчас, когда я с Вами вижусь в первый раз, Вы кажетесь человеком достаточно мягким, нормальным добрым человеком. На самом деле у Вас есть внутреннее противоречие между необходимостью быть жесткой и нежеланием этого?
И. АПЕКСИМОВА: Да, конечно. Дело в том, что я пытаюсь бороться со своим киноимиджем как раз театральными работами - то, что я делаю на сцене. Может быть, Кармен - не самый удачный вариант. По крайней мере, там можно быть и такой, и такой, и разной, и всякой. И есть возможность быть и мягкой, и жесткой.
А. МАКСИМОВ: Вы сами добываете деньги на спектакль. Как это делается в принципе?
И. АПЕКСИМОВА: Ходится к людям, рассказывается, объясняется насколько это необходимо, насколько это интересно.
А. МАКСИМОВ: Артист же играет собой. Вы не боитесь, что в результате этих походов внутри Вас возникнет что-то такое, что помешает Вам быть актрисой? Вы станете жесткой или еще какой-то.
И. АПЕКСИМОВА: Я очень пытаюсь сохранить в себе непосредственное актерское восприятие, которое должно быть у актера. Поэтому, наверное, я очень много ошибок совершаю как продюсер, потому что в первую очередь все равно я актриса, у меня актерские мозги, я думаю как актриса изначально. И на самом деле, меня это не так пугает. Как раз дороже то, что будет в результате на сцене, чем какие-то возможно не мелкие ошибки. Но в принципе, все это решаемо.
А. МАКСИМОВ: А что из окружающей жизни помогает вам остаться более мягкой и не черстветь?
И. АПЕКСИМОВА: Близкие люди и друзья. Близкие люди - это мама, дочка, люди, которые меня окружают, и с которыми я работаю. Работаю я с теми, с кем у меня хорошие отношения. Мне хочется создать компанию, я уверена, что должна работать команда. И команда должна быть единомышленников. Все должны делать одно дело. Только это помогает. Естественно, какое-то доверие, нормальные отношения и вера в то, что это будет.
Звонок: После презентации фильма "Му-му" Вы сказали, что вы не любите животных. Это правда?
И. АПЕКСИМОВА: Неужели этот вопрос может Вас так мучить. Есть люди, которые не любят детей, есть люди, которые еще что-то не любят. Я не то, что не люблю, я стараюсь к ним как бы никак не относиться. У меня нет возможности иметь какое-то животное дома, ухаживать. Поэтому мне проще сказать, что я не люблю животных.
А. МАКСИМОВ: А Вы дочку водили в зоопарк?
И. АПЕКСИМОВА: Да, конечно, очень давно водила.
А. МАКСИМОВ: Когда Вы идете по улице и видите бездомную собаку, у Вас возникают какие-то мысли?
И. АПЕКСИМОВА: Мне жалко эту собаку, но я никогда не смогу создать этой собаке нормальные условия. Понимаете, говорить о том, что я их люблю, значит жалеть всех бездомных собак, давать деньги на какие-то приюты собак, кошек, я не могу этого делать. Если любить, значит быть действительно ответственным за этого человека или за это животное. Я не могу себе этого позволить.
А. МАКСИМОВ: Вы в жизни жесткий человек или мягкий, как Вам самой кажется?
И. АПЕКСИМОВА: Конечно, мне кажется, что мягче меня не может быть на самом деле. Мне кажется, что я очень ранимый, очень мягкий…
А. МАКСИМОВ: А разве продюсер может быть мягким?
И. АПЕКСИМОВА: Продюсер, наверное, нет. Артистка должна быть.
А. МАКСИМОВ: Вы замечательная актриса, Вы - продюсер, а почему Вы не пробуете себя в режиссуре?
И. АПЕКСИМОВА: Это невозможно. Я понимаю, что я этого никогда не смогу сделать. Это профессия, которой мне не дано.
Звонок: Какая Ваша несбывшаяся мечта с детства?
И. АПЕКСИМОВА: Это серьезный вопрос, у меня еще очень много, чего не сбылось с детства. Я еще не получила ни "Оскара", ни "Пальмовую ветвь", у меня нет собственного художественного театра и так далее. На самом деле в детстве все мечтают стать принцессами, по крайней мере, я мечтала стать королевой или принцессой - лучшей артисткой в мире. И быть абсолютно счастливым человеком. Как мне кажется, еще не все из этого сбылось.
А. МАКСИМОВ: А что вам нужно для того, чтобы быть абсолютно счастливым человеком?
И. АПЕКСИМОВА: Ощущение счастья, наверное, когда пытаешься добиться его. Потому что когда чего-то добиваешься, это все равно очень большое счастье. Когда это выходит, почему-то в этот момент начинаешь не ощущать этого счастья. Мне как бы все время хочется добиться этого счастья многими путями. Но я понимаю, что само счастье, пока ты находишься в процессе.
А. МАКСИМОВ: А любовь, которой добиваться невозможно, которая сваливается на голову. Это счастье?
И. АПЕКСИМОВА: Да, конечно.
А. МАКСИМОВ: А женщина может быть счастлива, если у нее замечательная работа, все получается, но в личной жизни все неудачно?
И. АПЕКСИМОВА: Думаю, что нет. Думаю, что это невозможно. Я понимаю, что я говорю о каком-то идеале, которого, к сожалению, в жизни я почти не видела. Потому что должна быть и потрясающая семья, и любовь огромная, невероятная, которая не должна с течением времени становиться просто дружбой. И должна быть работа, и должна быть карьера, и должно все складываться.
А. МАКСИМОВ: Что для Вас важнее?
И. АПЕКСИМОВА: Для меня, конечно, важнее моя семья. Здесь я имею в виду и любовь, и нормальное состояние. Это все вместе, я не могу разделить. И я не могу отделить театр. Потому что все должно дополнять друг друга.
А. МАКСИМОВ: Я слышал, что Вы собираетесь делать что-то с "Веселыми ребятами".
И. АПЕКСИМОВА: Это будет музыкальный спектакль. Я не хочу говорить, мюзикл, т.к. не могу определить для себя жанр мюзикла. Это будет музыкальный спектакль по мотивам того самого знаменитого фильма "Веселые ребята". Написана оригинальная пьеса, специально для театра. Ее написали Вадим Жук и Игорь Иртеньев. Очень хорошие авторы. Есть еще очень хороший автор - Максим Дунаевский, который пишет к музыке Исаака Дунаевского еще плюс двенадцать музыкальных номеров.
А. МАКСИМОВ: А действие происходит когда?
И. АПЕКСИМОВА: Действие происходит в непонятное время, мы не определяем. Это не наше время, это не 20-е годы, это как бы нигде и никогда.
А. МАКСИМОВ: Вы будете петь те песни, которые пела Любовь Орлова?
И. АПЕКСИМОВА: Я буду пытаться это делать.
А. МАКСИМОВ: Вам не страшно?
И. АПЕКСИМОВА: Мне, конечно, очень страшно. Но дело в том, что написана эта роль в новой сценической пьесе так, что, я надеюсь, что ничего общего с тем, что играла Любовь Орлова, имея в виду внешне, не будет. Я не могу себя сравнивать с ней даже близко.
А. МАКСИМОВ: Почему вдруг возникла такая идея?
И. АПЕКСИМОВА: Очень хочется хорошей музыки. Идея возникла после того, как я увидела как в Лондоне на мюзикле "Нотр Дам" рыдают люди. Стоят, рыдают, аплодируют. И мне почему-то захотелось так чего-то такого с хорошей музыкой, чего-то такого ностальгически легкого, а с другой стороны - теплого, сентиментального. И отсюда родилась идея.
А. МАКСИМОВ: А дальше начинается опять процесс: опять Вы начинаете куда-то ходить?
И. АПЕКСИМОВА: Да, начинаю опять ходить, кого-то уговаривать, с кем-то договариваться и так далее.
Звонок: Как Вы черпаете такой огромный талант?
И. АПЕКСИМОВА: Я не могу сказать, откуда я черпаю. Существует такая вещь: папа с мамой и что дано свыше. Наверное, спасибо им, если что-то получается, если что-то я могу сыграть. И если есть возможность такая.
А. МАКСИМОВ: Я читал в какой-то заметке, что вы играли у Годара Анну Каренину. Причем, я это прочитал только в одной заметке. Что это была за история? И почему из этого не делается невероятная сенсация?
И. АПЕКСИМОВА: На самом деле об этом очень много писали, просто я снималась у Годара, а дальше никто не знает, что случилось с этим фильмом. Вышел ли этот фильм в принципе.
А. МАКСИМОВ: Вы его видели?
И. АПЕКСИМОВА: Не видела никогда. Более того, я и мои друзья пытались найти в Интернете, какова судьба этого фильма. Но ничего нет.
А. МАКСИМОВ: Если сравнивать Годара и многочисленных режиссеров, у которых Вы снимались, какое самое главное отличие в том, как он работает?
И. АПЕКСИМОВА: Когда я ехала туда сниматься, у меня было состояние шока, потому что Жан Люк Годар - это что-то невероятное. Когда я приехала и увидела нормального человека без нимба над головой, который работает, у которого съемочная группа вместе с ним - пять человек, и он сам переставляет штатив камеры, сам направляет свет, если это надо. Это были мои основные шокирующие ощущения. Я, конечно, ожидала увидеть мэтров, которые даже в лучшем случае не посмотрят в мою сторону. А Годар нормальный, работающий человек, и работающий очень напряженно, не более того.
Звонок: Как Вы смогли добиться такого успеха?
И. АПЕКСИМОВА: Большое спасибо российскому телевидению и тем, кто создает сериалы, потому что, конечно, популярности я просто обязана в первую очередь сериалу "День рождения Буржуя". И не более того. На самом деле меня мало, кто видел на сцене, в театре. И говорить о том, что это успех, я с этим не согласна.
А. МАКСИМОВ: Что такое Вы находите в театре, в игре на сцене? Вы же проходили кастинг как англоязычная актриса в Голливуд, и прошли его, Вы много снимаетесь в кино. Думаю, Вы ради чего-то от много отказываетесь.
И. АПЕКСИМОВА: Как мне кажется, настоящий актер - это диагноз. Потому что что-то там есть такое невероятное, ради чего действительно можно от много отказаться. Наверное, это сиюминутность существования на этой сцене. То, что эта секунда уже никогда не повторится. Да, глаза людей, которые сидят в зале. И чем больше ты затрачиваешься, тем больше ты, действительно получаешь обратно. Этот финальный экстаз, наверное, ради этого.
А. МАКСИМОВ: Ваша дочка смотрит Ваши спектакли?
И. АПЕКСИМОВА: Да, конечно.
А. МАКСИМОВ: Ей сколько лет?
И. АПЕКСИМОВА: Ей восемь лет.
А. МАКСИМОВ: Что говорит?
И. АПЕКСИМОВА: Иногда ей очень нравится, иногда достаточно критично ко мне подходит. Ее не устраивают мои вокальные данные, ей не очень нравится, как я танцую, она мне может сделать замечание.
А. МАКСИМОВ: Как это происходит? Она говорит: "Мама, ты плохо танцуешь"?
И. АПЕКСИМОВА: Да, она мне говорит: "Мама, ты там-то не дотянула подъем, он у тебя был не достаточно высоким".
А. МАКСИМОВ: Откуда она знает такие слова?
И. АПЕКСИМОВА: Она сама занимается балетом, поэтому она уже как профессиональный человек.
А. МАКСИМОВ: Как добиться того, чтобы с ребенком быть друзьями?
И. АПЕКСИМОВА: Мне кажется, не врать, самое главное.
А. МАКСИМОВ: А как можно воспитывать и не врать?
И. АПЕКСИМОВА: Можно стараться объяснять какие-то вещи. Не обязательно врать.
А. МАКСИМОВ: Мне кажется, что все воспитание построено на череде вранья. "Будешь хорошо учиться, будешь счастливым", "будешь есть манную кашу, будешь сильным"… Это же все неправда?
И. АПЕКСИМОВА: Нет, я как раз этого не говорю. Я как раз говорю дочери, ты должна знать русский язык и литературу, знать английский язык…
А. МАКСИМОВ: Мало, кто из актеров организует свое дело. Зачем? У Вас есть какая-то цель в том, что Вы делаете?
И. АПЕКСИМОВА: Я очень не люблю плыть по течению. Это неудобно. Во-первых, непонятно, куда занесет, а во-вторых, не всегда течение идет наверх. Чаще всего реки текут вниз. Мне очень хочется попытаться чего-то добиться, и я понимаю, поскольку так складывается моя судьба, что меня не приглашают в какие-то суперспектакли, суперфильмы суперрежиссеры, то я пытаюсь делать свою судьбу сама.
А. МАКСИМОВ: Чтобы что?
И. АПЕКСИМОВА: Чтобы самореализоваться.
А. МАКСИМОВ: Зачем?
И. АПЕКСИМОВА: А в этом и есть как раз тот момент счастья, как мне кажется сейчас.
А. МАКСИМОВ: Ваша жизнь наполнена сейчас созданием мюзикла "Веселые ребята" или Вы делает еще что-то?
И. АПЕКСИМОВА: Нет, сейчас моя жизнь как раз наполнена новым спектаклем "Кармен", и предстоящими гастролями. И, конечно, созданием мюзикла.
Звонок: То, чем вы занимаетесь, это движение к жизни или отрицание смерти?
И. АПЕКСИМОВА: Я думаю, что это движение по жизни, но, в конце концов - к смерти. Что я сказала, какой кошмар!
|