выбрать статью
на главную
|
"К её ногам Виктюк бросил всех мужчин" ("Яблоко" 04.05.2001г.)
Вряд ли кто станет отрицать, что Ирина Апексимова - одна из самых эффектных современных актрис. В театре она очень разная - то нежная и свободная Лаура ("Маленькие трагедии"), то усталая Елена Андреевна ("Дядя Ваня"). В кино стильная Апексимова играла в Голливуде у Филиппа Нойса, работала с Годаром, снималась у Трегубовича, Евстигнеева, Грымова. И у кинозрителей сложился ее образ-стереотип: стальная женщина со сжатыми кулаками, про которую знаешь, что, как бы ей ни было трудно, она перемелет любые обстоятельства и добьется своего...
Любит, не любит
Водит автомобиль БМВ, и за рулем любит рисковать. По городу носится, по ее собственному выражению, "на сумасшедшей скорости. Никакого кайфа не чувствую, когда можно разогнаться по пустой трассе. Это мне неинтересно."
Хобби - это работа и только работа.
Стала "лицом" аромата Vent Vert от Pierre Balmain.
Любит джинсовую одежду.
Курит очень много и хотела бы избавиться от этого пристрастия. Пока не получается.
Боится, что когда-нибудь замолчит ее домашний телефон и ее перестанут приглашать, потому что актерская профессия очень зависима, особенно жизнь женщин-актрис.
Не любит ни от кого зависеть. Деньги предпочитает зарабатывать сама.
Считает, что их должно хватать на машину, няню, домработницу и одежду, как ей самой, так и дочке Даше. Не хочет, чтобы ее ребенок был плохо одет, был не самым лучшим и не самым избалованным.
Друзья считают, что она ранимый, трогательный и добродушный человек, который не предаст никогда и ни при каких обстоятельствах.
Трудоголик, способный работать по двадцать семь часов в сутки.
Боится старости. А больше всего - одиночества в старости.
Подвержена депрессиям. В такие минуты срывается на близких, плохо себя чувствует и плохо выглядит.
Немного о личном
Ирина Апексимова (35 лет, рост 171 см, вес 55 кг) родилась в Волгограде. В 13 лет с родителями переехала в Одессу. Поскольку ее мать работала в Одесском театре оперетты дирижером, то у нее и мыслей не было идти по другому пути. Закончила десятилетку по классу фортепиано, в Москве сделала попытку поступить на отделение оперетты. Но на экзамене ее так зажало, что ничего не смогла спеть. И хотя были связи, она от них категорически отказалась. И такой, "необразованной", работала театрах оперетты в Одессе и в Волгограде, танцевала в кордебалете. Потом поступила и в 1990 году окончила Школу-студию МХАТ (мастерская Олега Табакова). Училась в одной группе с Владимиром Машковым, Евгением Мироновым и своим теперь уже бывшим мужем Валерием Николаевым. До января 2000 года работала во МХАТе им. А. П. Чехова. Имеет диплом Флоридского университета по классу танца.
Дочку Дашу родила в Америке. Хотя ничего специально не подгадывала. Просто Валерий снимался тогда в Чили и ставил спектакль в Принстонском университете, а Ирина была одна в Москве. И они решили, что ей лучше приехать к нему. Теперь Даша, согласно законам США - американская гражданка.
Ирина считает, что она ужасная мать, потому что с ребенком постоянно сидит няня из агентства.
У нее полное несовпадение собственного ощущения себя с внешним обликом. В зеркале или на экране она острая, холодная, нервная, близкие же люди знают ее истинной - теплой и нежной. Впрочем, эта маска, которую она приняла, ее когда-то вполне устраивала. А сейчас не получается что-либо изменить, и ее западная внешняя строгость, подтянутость многими воспринимаются как холодность.
Ирина Апексимова не боится рисковать, правда, если это разумный риск. А иногда ее даже тянет на аферы. Например, была идея открыть клуб-ресторан, где артисты время от времени работали бы официантами. Ее тогда затюкали: "Ты с ума сошла! И ты что же, выйдешь официанткой?" - "Да! - отвечала она. - Выйду. И не нахожу в этом ничего страшного." Она даже, был такой эпизод в ее биографии, рыбой торговала. Потому что ей это было интересно. И с мужем она выступала в ночных клубах, и никакого унижения они не испытывали. Одной из первых российских актрис Ирина Апексимова снялась обнаженной (в проекте Анастасии Соловьевой на ТВ-6), правда, заручилась обещанием, что все будет сделано очень достойно. А все потому, что считает себя антюристкой.
Считает себя фаталисткой. Убеждена, что судьба ее не бросает, а ведет.
Развод с мужем дался ей непросто, но сейчас, говорит она, ей хорошо и комфортно. Валерий по-прежнему работает в Голливуде, но когда бывает в России, с удовольствием занимается дочерью.
Творчество
Ее первый фильм - "Башня" Виктора Трегубовича, в котором она снялась в 1986 году. Но по-настоящему известна она стала после грымовских "Мужских откровений" и "Му-му".
Однако ее внешность стильной роковой женщины стала и ее "крестом". Режиссеры, похоже, в последнее время видят ее исключительно в образе бизнес-вумен и леди-вамп, и пока кино не балует ее разнообразием предложений. "Все началось с Дениса Евстигнеева,- говорит она.- Это он впервые меня снял стервой в своей "Лимите". Что было странно, потому что как раз в тот период я была беременна. Но имидж закрепился. И теперь меня уже иначе не воспринимают. Хотя я жду другой роли - "этакой Никиты", которая всех побеждает и выбирается из немыслимых ловушек. Чтобы были погони, захваты, поединки с умопомрачительными приемами, пистолеты за поясом." Словом, пока работы в кино особой радости ей не доставляют, она убеждена: то, что ей предлагают, может играть и она, и другая артистка. В кино по большому счету ей так ни разу и не удалось просто напрячься. Все задания режиссеров выполняет без напряжения. "Не потому, что я такая талантливая, поясняет она.- Просто я владею хорошей школой. Сейчас знаю четко: больше в кино красивых женщин играть не буду ни-ког-да! Хоть застрелите меня! В сериале "День рождения Буржуя" Анатолия Матешко я играю "новую русскую", богатую, крутую. Как всегда. Посмотрела рабочий материал и сама себе надоела. Ну исчерпала я уже этот образ!"
В 1994 году на фестивале в Париже ей был вручен приз за лучшую женскую роль. Всего за 15 кинематографических лет она сыграла более 20 героинь, но лучшая роль в кино, считает она, - еще впереди. Что касается театра, то самыми любимыми у нее были Елена Андреевна в "Дяде Ване" и баронесса Штраль в "Маскараде".
Она уже снималась у Жан-Люка Годара и Филиппа Нойса, причем если к Нойсу в "Святой" попала благодаря посредничеству компании "Три Т" Никиты Михалкова, то как оказалась в группе Годара, для нее до сих пор тайна, покрытая мраком. Кстати, она так и не видела сам фильм, даже не знает, как он называется. Рабочее название было "Эти смешные русские", она играла Анну Каренину. Как о режиссерах Ирина Апексимова мечтает о Михалкове, Соловьеве. В свое время интересный проект был у Леонида Филатова, который предложил ей нестандартную для нее роль - террористки. Но Филатов заболел, к тому же не было денег. А единственный фильм, когда она почувствовала, что все, что сделает, зависит только от нее самой, были "Ширли-мырли" Меньшова.
Ее не раз спрашивали, почему она не осталась в Лос-Анджелесе, где прожила восемь месяцев. Как знать, может быть и осталась, если бы "вписалась" в американские понятия о руском типаже. Конечно, можно играть француженок, итальянок - но неизбежно возникнут проблемы с языком. И вообще чтобы в Голливуде получилась карьера, нужно положить всю жизнь. Учившаяся когда-то на одном курсе с младшим поколением Янковских, Вельяминовых, она была никому не известной студенткой. Теперь в России ее знают, ее это греет, но в Америке пришлось бы все начинать сначала. Не слишком ли высока была бы плата?
Недавно ее однокурсник Евгений Миронов ее поучал: "Как ты можешь разменивать себя, играя в сериалах? Себя надо ценить. Вот Олег Меньшиков. Не было его ролей, и он затаился. И дождался своего, своей славы!" "Но Меньшиков, - возражала Апексимова,- работал в Лондоне, сыграл Нижинского в постановке с Ванессой Редгрейв. Он обеспечил себя на какое-то будущее. А мне нужно зарабатывать".
Да, в театре ей интереснее, но в кино - денежнее. Хотя Ирина признается, что и сама не удовлетворена своей "экранной" карьерой, она никогда не станет "напрашиваться" режиссерам, лучше будет бить чечетку в гей-клубах. Она ждет, когда в нужный момент режиссеры сами к ней придут и сами пригласят.
...Во МХАТе она выходила на сцену с такими замечательными артистами, как Мягков, Невинный, Саввина, Пилявская, Брусникин. Когда спектаклям аплодировали, она понимала, что, наверное, тоже хорошо сыграла. Но чувствовала, что это их спектакль. А вот "Наш Декамерон" - это совсем иное. И какое удовольствие для нее этот спектакль!
"Наш Декамерон"
Скольких сил, рыданий, безумных нервов стоила ей эта работа, знает лишь она сама. По собственному признанию, она чуть не сошла с ума. Фактически у нее здесь сплошной монолог, и в конце спектакля она почти теряет голос. "Это потрясающая роль,- говорит Апексимова.- Радзинский единственный из ныне существующих драматургов умеет писать для женщин; в этой роли есть все, у нее невероятная амплитуда - от трагедии до фарса. А роль давалась не так уж и просто. Когда я начала репетировать, в моей жизни стали происходить катастрофические ситуации, в частности, уход из МХАТа, развод... Я стала ловить себя на том, что произношу этот текст в жизни".
Кстати, текст Э. Радзинского настолько многозначен, что каждый зритель услышит то, что захочет: исповедь, сентиментальную историю, размышления о странностях любви.
Героиня пьесы "Наш Декамерон ХХ1" - провинциальная девушка, которая в 13 лет была изнасилована, приехала в Москву и стала валютной проституткой. Умная и расчетливая стерва, она свой острый ум и изворотливость направляет на циничное использование в своих целях всех встречающихся ей мужчин. Их в спектакле великое множество, но поскольку они похожи друг на друга, то играют их всего два актера.
Двенадцать лет назад пьеса была поставлена на Татьяну Догилеву. Позже Виктюк приглашал на эту роль, правда, безрезультатно, Лолиту Милявскую. С Ириной Апексимовой режиссер получил и актрису нового поколения, нового склада (поэтому многое в "Декамероне" переделано именно под нее), и... продюсера спектакля. Она считает, что не особенно рисковала, поскольку все, что делает Виктюк, обречено на успех, это на несколько голов выше, чем у других режиссеров.
Насколько она удачливая бизнес-леди, покажет время.
|