выбрать статью

на главную

"Я сама сделала предложение Виктюку" ("Невское время" 4 июля 2001г.)

Участница сериалов о "скромном обаянии" русской буржуазии, Ирина Апексимова вызывает интерес и отталкивает одновременно: уж очень уверенная в себе, уж очень сильная! Не москвичку по месту рождения, ее отличает московский темперамент - жесткость, собранность, динамичность. Но не было бы необходимости всматриваться в актрису, если бы все было так просто. Ах, не просто. На сцене в ней мерцают и сомнения, и боль, и своя тайна.

- Может быть, и не со зла, но замечательному режиссеру Роману Виктюку редко удается не изуродовать на сцене женщину-актрису. Несмотря на звезды и бантики на "интересном месте", несмотря на ваш звериный крик в спектакле, вам удается пронести свое право на красоту. Приходилось отстаивать свои взгляды в работе с Виктюком? И доволен ли он вашей работой?

- Не могу с уверенностью сказать, доволен ли он. Но насколько я вижу, и то, что он говорит мне или обо мне, дает возможность предполагать, что он доволен. А что в его глубинах и тайниках, не знаю. Когда мы начинали работать, я, к своему стыду, не видела его спектаклей. Но у меня было такое ощущение, что он мне нужен. Спектакль "Служанки" я увидела, когда уже репетировала в "Декамероне". И он мне не понравился. Может быть, его нужно было раньше смотреть. А недавно посмотрела "Саломею", мне понравилось безумно. Это красота невероятная.

- Приходилось "перетягивать" режиссера в совместной работе? Или ему вас?

- Не знаю. Может быть, он это делал так тонко, что я не чувствовала. Мне не приходилось отстаивать "это мне идет, а это не идет".

- А как Виктюк сделал вам предложение работать?

- Это не он сделал мне предложение. Людмила Варгасова, которая с ним работала когда-то, предложила мне ввестись в восстановленный спектакль "Наш декамерон", который шел когда с Догилевой. Этот спектакль сразу был объявлен нелегальным, нарушающим авторские права Виктюка и Радзинского. В результате мы расстались с Варгасовой. И я сама, лично, предложила Роману Григорьевичу сделать новую редакцию спектакля. Так что это я ему делала предложение.

- Ваша героиня у всех спрашивает: "Ты ада не боишься?" Актерская профессия считалась от лукавого. А вы себе не задавали вопрос: "Не попадают ли за нее в ад?"

- Наверное, в ней и правда есть что-то от лукавого... Я человек верующий и всегда перед выходом на сцену крещусь. Я верю, что если что-то у меня получается, то это благодаря Богу. И за то, что у меня получается, я плачу честной работой.

- А личной жизнью приходиться платить?

- Да, приходиться платить общением с собственным ребенком. Отношениями с мужчинами. Да и физическим состоянием. Всегда решаешь вопрос: "Что для тебя важнее?"

- Даже если муж артист, когда-нибудь он, наверное, стучит кулаком по столу и спрашивает: "Есть в доме хозяйка?!"

- Мой муж уже не стучит, мы с ним расстались.

- Надоело стучать?

- Он никогда не стучал, мы были с ним друзья. Он хорошо понимал, что для меня главное театр и работа. Он это ценил. А расстались мы совсем по другим причинам. Сейчас появляются в моей жизни какие-то мужчины. И очень трудно им объяснить, что "я тебя люблю, но для меня сейчас дороже пойти на репетицию к Виктюку или поехать на гастроли, чем сидеть рядом с тобой".

- А ребенок как к этому относится?

- Моей дочке Дарье исполнилось семь лет. И мне кажется, что она уже стала понимать. Кстати, после того как я привела ее на "Декамерона". Многие мне говорили: "Не делай этого! Это такой взрослый спектакль!" Но она поняла, рыдала в конце. Она понимает, что это для меня значит. Она видит мои синяки, сломанные ребра. Я думаю, она простит меня за то, что работа забирает столько времени. Я хотела бы, чтобы и у нее в жизни была такая профессия, ради которой хочется все бросить.

- У вас сложился имидж "железной женщины".

- Наслышана.

- Что вы считаете своими слабостями?

- Я нормальный человек. И как у любой женщины, у меня те же слабости и те же комплексы. Я очень увлекающийся человек. Когда мне что-то "загорелось", все! Мозги отключаются. В этот момент мне трудно управлять собой.

- Для исполнения роли в "Декамероне", где вас 10 минут бросают по сцене, затем вы стоите, согнувшись, вниз головой, а потом без одышки произносите текст, нужна хорошая физическая форма. Занимаетесь спортом?

- Нет, не увлекаюсь. Мне просто очень нравится работать на сцене и это единственный стимул, который для меня существует. Хочется иногда бросить курить. Я курю всю жизнь, с семнадцати лет, сейчас мне тридцать пять. "Высаживаю" по пачке в день. Но я знаю, что не сделаю этого, пока у меня не будет стимула.

- В фильме "Святой" известного режиссера Нойса вы снимались с зарубежными актерами. Чем отличаются в работе наши артисты от не наших?

- Пожалуй, ничем.

- А как же наша особая школа психологического проживания ролей?

- Вот та самая школа переживания - Олег Павлович Табаков. Он играет Сальери. В финале спектакля читает монолог, где заставляет рыдать весь зал, и сам рыдает. И в это-то время он поворачивает голову к кулисам, кривит нам рожу и продолжает свой монолог. Или некий зарубежный артист для того, чтобы сыграть одну серьезную сцену, приходит на три часа раньше и сидит, готовит себя психологически. Вот и разные школы!

- После окончания мхатовской студии вас пригласили во МХАТ. Какие "этапы большого пути" вы там прошли? Какие наиболее значимые роли?

- "Дядя Ваня", "Горе от ума", "Маскарад", "Сон в летнюю ночь", "Маленькие трагедии" (Лаура) "Борис Годунов" (Марина Мнишек). Очень много ролей.

- Почему же покинули "дом родной"?

- Во МХАТе я не работаю с прошлого года. А где-то за год у меня возникла идея, что нужно уходить. Потому что в театр никто не ходит.

- Ходят. Правда, он перестал быть "властителем дум".

- Вот именно. Я с самого начала играла в театре все главные роли. И поняла, что можно сыграть еще пятьдесят таких ролей. И точно так же сидеть в буфете МХАТа. Ничего от тебя не зависит. Это такая большая контора, где главное не артист. Во МХАТе сейчас Лаврова, Тенякова, Мягков - никому не нужные люди. Это страшно! У меня началась депрессия. И я решила - надо уходить.

- Куда? В бизнес?

- В никуда. Идти в какой-то другой репертуарный театр?.. По большому счету, ни в одном мне не хотелось бы работать. Они в жутком состоянии. Ленком мне по духу близок, но там своих актрис хватает. Поэтому я решила заняться антрепризным движением.

- Но качество антрепризных спектаклей вызывает еще меньше отрады...

- Здесь есть выбор. И очень многое зависит от меня. Я не к кому-то пошла в антрепризу, а создала свою компанию. "Декамерон" - это спектакль моей компании. У нас в Москве роскошные афиши.

- Вы руководитель этого агентства? И можете сами приглашать, кого захотите?

- Да. Мы с Ромой начали сейчас репетировать "Анну Каренину".

- В Петербурге оказалось проблемой найти Вронского. В Москве есть "Вронские"?

- Это Дима Бозин. И еще один - из театра Вахтангова - Олег Макаров. Сегодня-завтра жду ответа от Збруева на роль Каренина.

- У вас есть увлечения типа вышивания?

- Никаких.

- А в чем же отдушина?

- В работе. И еще ходить по магазинам, покупать новые шмотки. Никогда не меряю, вижу что-то и покупаю. О! Вспомнила хобби. Я люблю все выбрасывать. Если я не ношу что-то какое-то время, сразу выбрасываю.

- Не жалко?

- Ничуть. Никогда.

Хостинг от uCoz